Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума
Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме
Место проведения
|
ФГБОУ «МДЦ «Артек»
|
Номер и тематика смены
|
13 смена 2018 г. («Солнечном городе»)
|
Название (тема) занятия
|
"Законы сохранения в Солнечном городе"
|
Класс
|
10 класс
|
Предметные области
|
Физика, история, география, биология, астрономия, литература, информатика
|
Разработчик(и) занятия
|
Ваулина Татьяна Витальевна – учитель физики
|
Цель занятия
|
Создание условий для формирования у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для каждого человека, при изучении законов сохранения импульса и энергии, а также при изучении условий равновесия тел
|
Задачи занятия
|
- Способствовать формированию у обучающихся представлений о физических понятиях: «импульс материальной точки», закон сохранения импульса, механическое работа, мощность, энергия, кинетическая и потенциальная энергия, закон сохранения механической энергии, равновесие тела;
- Формировать умения: выделять и описывать движение механической системы, рассчитывать работу и мощность, определять потенциальную и кинетическую энергию тел, применять закон сохранения энергии для решения задач, описывать явление равновесия тел;
- Развивать у обучающихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умения формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
- Способствовать освоению обучающимися способов использования физических знаний для решения практических задач, для объяснения явлений окружающей действительности, для обеспечения безопасности жизни и охраны природы
|
Краткое описание занятия (аннотация)
|
Во время экспериментариума обучающиеся превращаются в исследователей, самостоятельно проектирующих учебный эксперимент, и открывают для себя новые знания: условия совершения механической работы, зависимость мощности от работы и времени. Ответят на следующие вопросы:
- Как вычислить механическую работу и мощность спиралехода ?
- Как выполняется закон сохранения энергии в устройстве двигателя из биопластмассы?
- В чём секрет архитектора Арбузика? И почему его вращающиеся и воздушные дома в Солнечном городе всегда остаются в равновесии?
Обучающиеся экспериментально проверяют закон сохранения механической энергии. До начала экспериментариума и во время него ищут необходимый материал, который поможет изучить тему более подробно и выполнить практическую часть по закону сохранения механической энергии. В ходе экспериментариума полученные результаты оформляются в виде отчета, который сдается в конце исследовательской деятельности учителю, а также в виде творческих работ (плакатов, сочинений, презентаций), которые выполняются во время экспериментариума, если остается время, или в студиях дополнительного образования и в лагере, как дополнительное задание по желанию обучающихся.
В ходе занятия обучающиеся на практике вырабатывают исследовательские навыки: постановка цели и задач, выдвижение гипотезы, использование научных методов, оценка и анализ полученных результатов исследования, а также навыки их презентации.
|
Дидактические единицы (единицы содержания)
|
- Физика: Механическая работа и мощность. Работа силы тяжести и силы упругости. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Равновесие тела.
- История: история развития ракетостроения, история развития представлений о мироздании и учений о преобразовании энергии.
- География: местонахождение некоторых самых больших водопадов
- Биология: реактивный способ передвижения морских обитателей, законы сохранения энергии и импульса в манере движения кенгуровой мыши.
- Астрономия: изменение массы планеты, законы Кеплера
- Литература: выдержки из биографий современников ученных.
- Информатика: работа с Google Формами, "Облако слов", монтаж видеоролика и публикация его в интернете
|
|